История и традиции кадетского образования насчитывает более 300 лет. Воспитанники кадетских военно-учебных заведений всегда были цветом нации, дали всему миру выдающихся полководцев, ярких представителей науки и культуры, государственных деятелей.
Основной целью такого образования является создание условий для интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития личности кадетов, формирование у них готовности к самостоятельному жизненному выбору, трудовой деятельности и продолжению образования; воспитание достойного гражданина и патриота Республики Беларусь.
Одним из таких военно-учебных заведений является Минское городское кадетское училище. Воспитанники МГКУ приглашаются ежегодно с 1 июня на 18 дней войсковой частью 1463 органов пограничной службы в организованный лагерь (после 8 класса) и с 1 июня на 12 дней 72-м объединенно учебным центром для прохождения полевых сборов (после 10 класса). Военнослужащие группы материального обеспечения органов пограничной службы принимают активное участие в военном- патриотическом воспитании молодежи, оказывает огромное влияние на формирование у молодежи чувства верности, любви и преданности своей родине. Кадеты знакомятся с работой подразделений войсковой части, узнают, как решаются задачи для выполнения обеспечения охраны Государственной границы Республики Беларусь. Лагерь позволяет сформировать образное пространство, объединив в единый комплекс образовательный и оздоровительный процессы. Также лагерь призван к активному и организационному отдыху. Много внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни. Основным направлением является воспитание подрастающего поколения в патриотическом духе.
Такое воспитание – это одно из основных направлений воспитательного процесса, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию Беларуси, воспитанию патриотов, граждан, любящих свою Родину.
В основу организации воспитательного процесса в кадетском училище положены следующие идеи:
- формирования гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- а также формирования у кадет профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Следовательно, педагог кадетского училища должен выступать в двух ролях – преподавателя и воспитателя, а само училище является местом, где ребята не только получают определённые знания, умения и навыки, но и формируют своё мировоззрение, укрепляют нравственный стержень. Стоит отметить, что в кадетском училище доминирующую роль играет патриотическое воспитание.
Учащиеся собирают материал к сочинениям о своей малой родине, о своих предках (акция «Бессмертный полк»), учатся излагать свою точку зрения на такие общечеловеческие понятия, как «сострадание», «совесть», «память», «порядочность» и т.п. Обсуждения с кадетами проблем чести, ответственности воспитывают лучшие качества человека.
Написание учащимися статей и публикация их в газете «Белорусское кадетство» также немало способствует формированию патриотических качеств. Кадеты отражают в данных статьях значительные спортивные соревнования, воспитательные мероприятия, победы на различных конкурсах и т.п. Ребятами написаны такие статьи, как «Эстафета памяти», « О спорт, ты – мир», «Зарница», «На верность Родине», «К учёбе готов?» и другие.
Воспитание гражданственности и патриотизма рассматривается нами не только как любовь к своей стране, но и к своему родному городу.
Главной задачей воспитания патриотизма и гражданственности является процесс становления в каждом ребёнке Человека.
Таким образом, патриотическое воспитание в XXI веке является актуальной задачей образования