В гражданском воспитании обучающихся (кадет) на основе военных традиций армии и силовых структур приоритеты воспитания в государственном учреждении образования "Минское городское кадетское училище" -
это целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, имеющего активную гражданскую позицию, готового к выполнению конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину на примере подвигов белорусского народа.
Реализация поставленной проблемы в системе образования МГКУ -многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, направленная на выполнение конкретных задач, основными из которых являются:
- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре Беларуси;
- воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и защитнику Отечества, основанного на примерах героической истории белорусского народа;
- формирование у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республики Беларусь.
В государственном учреждении образования "Минское городское кадетское училище" созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Работа по воспитанию гражданина, патриота своей Родины, формированию в сознании молодежи уважения к культурно-историческому наследию своего народа является более эффективной при использовании акций патриотической направленности, которые постоянно проводятся в МГКУ.
Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная - это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, будучи не только солдатом, но и офицером, надо иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооружённой защите Отечества.
Средствами учебного предмета «Допризывная подготовка», внеклассной военно-спортивной работы у юношей формируется физическая готовность к военной службе, чувства гражданственности и патриотизма, коллективизма и товарищества, гуманности и основ культуры взаимоотношений, они получают знания и умения, необходимые для осознанного выбора профессии военного. Кадетам 8 - 11 классов нашего учреждения образования преподается учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», включающий в себя получение знаний об основах военного дела, представления о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь; формирование умений и навыков применения знаний по допризывной и медицинской подготовке на практике.
В МГКУ организована работа объединений по интересам военно-патриотического профиля, факультативов «Школа защитника Отечества», «Психологические основы выбора военной профессии», «Физическая подготовка будущего защитника Отечества», «Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце другой Сусветнай вайны)», научных обществ учащихся.
В ходе занятий кадеты не только осваивают более глубоко вопросы военной подготовки, но и работают индивидуально и коллективно по проектам и рефератам военно-патриотической направленности.
С целью повышения качества допризывной подготовки, повышения эффективности военно-патриотического воспитания и проведения профессиональной ориентации учащихся в учреждениях образования страны налажено активное взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь и военными учебными заведениями.
С учащимися учреждений образования в течении года проводятся профориентационные встречи с курсантами Военной академии Республики Беларусь, Академии Министерства внутренних дел, представителями военных учебных заведений и военных вузов. Проводятся экскурсии в воинские части, встречи с представителями военкоматов, воинами-интернационалистами, военнослужащими, круглые столы, уроки мужества, конкурсы военно-патриотической песни, часы информирования «К защите Отечества готов!», «Защитник Отечества звучит гордо», «Профессия - военный».
Эффективности военно-патриотического воспитания учащихся способствуют организуемые в учреждениях образования оборонно-спортивные лагеря для учащихся при воинских частях, соревнования по военно-прикладным видам спорта и физической подготовке (военно-спортивные игры «Зарница», участие в республиканской спартакиаде среди допризывной и призывной молодежи по летнему и зимнему многоборью комплекса «Защитник Отечества», празднования Дня Вооруженных Сил с участием военнослужащих, ветеранов войны и труда.
Несомненно, одна из главных ролей в патриотическом воспитании обучающихся принадлежит музеям. Музей выступает особой образовательной средой, которая формирует у обучающихся интерес к познанию истории и культуры малой родины, региона и страны, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать полученную информацию в процессе музейной работы. Музей является значимым социальным институтом, способствующим развитию и социализации личности обучающихся.
История и традиции кадетского образования насчитывает более 300 лет. Воспитанники кадетских военно-учебных заведений всегда были цветом нации, дали всему миру выдающихся полководцев, ярких представителей науки и культуры, государственных деятелей.
Основной целью такого образования является создание условий для интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития личности кадетов, формирование у них готовности к самостоятельному жизненному выбору, трудовой деятельности и продолжению образования; воспитание достойного гражданина и патриота Республики Беларусь.
Одним из таких военно-учебных заведений является Минское городское кадетское училище.
Воспитанники нашего кадетского заведения приглашаются ежегодно с 1 июня на 18 дней войсковой частью 1463 органов пограничной службы в организованный лагерь. В лагере «Кадет» находится 100% учащихся 8 и 10-х классов. С кадетами проводятся занятия по допризывной подготовке и воспитательные мероприятия патриотической направленности офицерами пограничной службы. В течение восемнадцати дней кадеты живут по распорядку дня, получают практические знания, умения, навыки в организации службы войск, быта военнослужащих, боевой подготовки солдата, практическому владению оружием, ведению боя, моральной и физической закалки. Военнослужащие группы материального обеспечения органов пограничной службы принимают активное участие в военном- патриотическом воспитании молодежи, оказывает огромное влияние на формирование у молодежи чувства верности, любви и преданности своей родине. Кадеты знакомятся с работой подразделений войсковой части, узнают, как решаются задачи для выполнения обеспечения охраны Государственной границы Республики Беларусь. Лагерь позволяет сформировать образное пространство, объединив в единый комплекс образовательный и оздоровительный процессы. Также лагерь призван к активному и организационному отдыху. Много внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни. Основным направлением является воспитание подрастающего поколения в патриотическом духе.
Мы направлялись в профильный военно-патриотический лагерь «Кадет» в предвкушении новых впечатлений. Все началось с того, что нас разместили в казарме, ознакомили с режимом дня, с территорией учебного центра. Нам рассказали о программе предстоящего учебно-методического сбора. А она была очень насыщена: это не только занятия по военному делу, но и множество физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий, а также большая культурно-досуговая программа. Смена предстояла захватывающая.
Каждое утро в шесть утра у нас был подъем и интенсивная утренняя зарядка. Зарядка была интересная, т.к. комплексы упражнений были всегда разные. Затем нас ожидал вкусный завтрак в солдатской столовой. Про питание хочется сказать отдельно. Кормили нас четыре раза день. Еда была не только разнообразная и сытная, но и очень вкусная. А после завтрака мы приступали к занятиям, на которых нас обучали всем тонкостям пограничной службы. К каждому взводу кадет был закреплен куратор – курсант. Надо сказать, что курсанты были отлично подготовлены. Мы восхищались и по- доброму завидовали не только их навыкам и уровню знаний, но и их физической подготовке.
Каждый день мы изучали и осваивали что - то новое. Особенно запомнились практические занятия по использованию средств индивидуальной защиты. Усвоили надевание, снятие и порядок укладки общевойскового защитного костюма (ОЗК), снятие и надевание противогаза. Кадеты изучали виды стрелкового оружия, а также у нас состоялся полевой выход на полигон, где мы освоили основы огневой подготовки, ознакомились с содержимым командирского ящика.
Сам учебный центр оснащен всем необходимым - это как настоящая пограничная застава с вышками, пограничной полосой и проволокой. Есть у центра и свой спортгородок, где проходили наши эстафеты и соревнования, и футбольное поле, где в духе спортивных сражений мы играли дружеские матчи между взводами. День за днем пролетали очень быстро. На себе испытали мы и тяготы армейской службы, когда ночью по очереди стояли в суточном наряде. Во время лагерной смены было много культурных мероприятий
Такое воспитание – это одно из основных направлений воспитательного процесса, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию Беларуси, воспитанию патриотов, граждан, любящих свою Родину.
В основу организации воспитательного процесса в кадетском училище положены следующие идеи:
- формирования гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- а также формирования у кадет профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Следовательно, педагог кадетского училища должен выступать в двух ролях – преподавателя и воспитателя, а само училище является местом, где ребята не только получают определённые знания, умения и навыки, но и формируют своё мировоззрение, укрепляют нравственный стержень. Стоит отметить, что в МГКУ доминирующую роль играет патриотическое воспитание.
Учащиеся собирают материал к сочинениям о своей малой родине, о своих предках (акция «Беларусь помнит»), учатся излагать свою точку зрения на такие общечеловеческие понятия, как «сострадание», «совесть», «память», «порядочность» и т.п. Обсуждения с кадетами проблем чести, ответственности воспитывают лучшие качества человека.
Написание учащимися статей и публикация их в газете «Белорусское кадетство» также немало способствует формированию патриотических качеств. Кадеты отражают в данных статьях значительные спортивные соревнования, воспитательные мероприятия, победы на различных конкурсах и т.п. Ребятами написаны такие статьи, как «Эстафета памяти», «О спорт, ты – мир», «Зарница», «На верность Родине», «К учёбе готов?» и другие.
Воспитание гражданственности и патриотизма рассматривается нами не только как любовь к своей стране, но и к своему родному городу.
Главной задачей воспитания патриотизма и гражданственности является процесс становления в каждом кадете Человека.
Таким образом, патриотическое воспитание в XXI веке является актуальной задачей образования.
Особое место в системе патриотического воспитания отводится соблюдению воинских ритуалов. Торжественные мероприятия сопровождаются выносом флага и знамени училища.
Одно из самых ярких традиционных мероприятий — это церемония посвящения в кадеты. На плацу воспитанники училища произносят слова Торжественной клятвы. Погоны им вручают ветераны, представители силовых ведомств. После этого в общий строй они встают уже кадетами. Традиционно проходит ритуал окропления святой водой. И кадетское училище проходит торжественным маршем. Кодекс чести для кадета служит воспитание в себе лучших человеческих качеств: честности, верности, образцовых поведения и учебы, отстаивания чести училища, желания жить, творить, работать во славу Родины.
Выпускники кадетского училища выполняют торжественный ритуал прощания со знаменем, и им вручается значок «Выпускник Минского городского кадетского училища».
Под эгидой Союзного государства ежегодно реализовывается ряд значимых проектов для кадет России и Беларуси.
В рамках мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи Союзного государства наши ребята приняли участие в туристическом маршруте по местам сражений войны 1812 года (2012 год) В 2014 году в составе Белорусской делегации кадеты посетили Сербию с целью возвращения воссозданной копии (с фрагментами оригинала) знамени Полоцкого кадетского корпуса образца 1844 года. В 2015 году стали участниками парада на Поклонной горе. В 2018 - участники VII Международного слёта кадет России и Ближнего Зарубежья «Кадетское содружество», который проходил в Санкт-Петербурге.
Каждое лето Черноморское побережье традиционно принимает на отдых ребят из суворовских и кадетских училищ Беларуси и России. А каждый год в сентябре в Национальном образовательно-оздоровительном центре "Зубренок" проходит гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Беларуси и России "За честь Отчизны", посвященная празднованию Дня Союзного государства. Основная цель данных мероприятий — укрепление дружбы между кадетами и суворовцами Беларуси и России.
Большое внимание военно–патриотическому воспитанию молодежи уделяет Республиканское общественное объединение «Белорусский союз суворовцев и кадет». Члены организации стремятся как можно чаще устраивать тематические вечера, встречи с интересными людьми, другие мероприятия.
Кадетский республиканский новогодний бал— традиционное мероприятие. В 2018 году белорусским кадетам посчастливилось стать участниками Международного Кремлёвского бала и Республиканского балу во дворце Независимости с участием Президента Республики Беларусь.
Любая награда всегда была и остается важным элементом поощрения и знаком проявления степени благодарности. Общественные медали и знаки, учрежденные Белорусским союзом суворовцев и кадет - это не только попытка увековечить важные и значимые события и юбилеи. Это возможность показать, что добросовестное выполнение обязанностей и гражданского долга никогда не останутся без внимания. Каждый кадет мечтает заслужить медаль «За службу Родине с детства». Чтобы получить ее он должен стать примером подражания для других кадет и гордостью родителей и педагогов.
Гражданско-патриотическое воспитание является основополагающим направлением в воспитательной системе кадетского училища.
Важнейшее значение для достижения желаемого результата имеет создание воспитывающей среды училища, основанной на сочетании лучших традиций армии, кадетских учреждений и современных воспитательных технологий. Условия, в которые попадает подросток, – соблюдение распорядка дня, организация быта, обучения, досуга, стиль общения между кадетами-сверстниками, между кадетами и взрослыми – должны стать воспитывающими.
Кадет обязан знать, понимать и принимать условности, принятые в училище: ношение формы, использование в повседневном общении специальных должностей и званий, необходимость соблюдения субординации, воинских ритуалов, беспрекословное подчинение требованиям и распоряжениям. Подросток вовлекается в игру с определенными правилами, которые затем должны стать для него нормой поведения.
Главная цель кадетского образования — дать кадетам определенное воспитание, сформировать систему ценностей, выпустить с лидерскими устремлениями граждан для служения Отчизне. Можно смело утверждать, что годы учения в кадетском училище — это настоящая школа личностного роста.
Духовно-нравственное воспитание во внеучебной деятельности осуществляется, прежде всего, через организацию работы волонтерского отряда. Отряд волонтеров реализует социальный проект, который предусматривает взаимодействие между поколениями учащихся училища и пожилыми людьми, ветеранами, а также детьми, воспитывающихся в детских домах по разработанному плану в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий. В рамках проекта «Книга Памяти» учащиеся изучают архивные документы своей семьи о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, участвуют в акции «Беларусь помнит!». Постоянно обновляют информацию на стенде «В строю всегда, в памяти навеки», ухаживают за памятниками военной истории.
Историко-краеведческое направление реализуется в ходе экскурсий по местам боевой славы, посещении музеев и социокультурных учреждений города, исследований кадет при разработке конкурсных творческих работ «Мясціны майго дзяцінства» в рамках республиканского гражданско-патриотического проекта «Збяры Беларусь у сваім сэрцы», республиканского конкурса исследовательских работ «Малая радзіма вялікіх людзей» в рамках республиканской акции “Я гэты край радзімаю заву”, номинация "Постаці слаўныя краю майго", участие в олимпиаде «Патриот» и многих других мероприятиях.
Культурно-патриотическое направление характеризуется такими формами работы с учащимися, как мероприятия, посвященные празднованию Дня города, 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, мероприятия, посвящённые памятным датам героической истории республики (встречи с ветеранами, поздравительные акции, театрализованные представления, часы общения), творческие конкурсы и проекты патриотического содержания, концерты учащихся, посвященные Дню учителя, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Новому году
Важное значение для образовательного процесса имеет директор кадетского училища. Речь в данном случае идет не столько об управлении деятельностью учреждения (хотя это важнейший аспект работы), сколько об особой воспитательной роли руководителя. Директор — это последняя инстанция, высшая власть, непререкаемый авторитет.
Безусловно, управление военным учебным заведением должен осуществлять только кадровый офицер или офицер запаса