В современных условиях рыночных отношений все меньше молодежи стремится сознательно посвятить свою жизнь защите Отечества. Эти изменения связаны с падением ценностного отношения граждан к профессии военнослужащего. Одной из задач воспитания в Республике Беларусь является становление гражданина и патриота своей страны. Актуален социальный заказ общества на гражданскую и патриотическую самостоятельность личности - защитника Отечества. В целях создания условий для подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям созданы кадетские училища (Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2010 № 54). Одной из важных задач деятельности кадетских училищ является гражданское и патриотическое воспитание. В процессе решения этих важных задач у кадет происходит формирование ценностного отношения к военной профессии и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, в государственных органах системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В понятие «ценностное отношение» включены составляющие: бескорыстие, душевное стремление и добровольный выбор, связанный с чувством удовольствия, радости, душевного подъема. Ценностное отношение возникает в ситуации свободного выбора и отражает предпочтение человека относительно определённой системы ценностей. Под ценностным отношением кадета понимают его внутреннюю доминирующую позицию, вытекающую из системы знаний, взглядов, суждений, установок и ощущений, наиболее важных и значимых для него и определяющую особенности его поведения и отношений в обществе. Эта позиция выступает ориентиром и критерием деятельности учащихся кадетского училища. Таким образом, ценностное отношение тесно связано с ценностной ориентацией кадета, которая позволяет ему оценивать окружающий мир с точки зрения добра и зла, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и наполняет его жизнь смыслом.
Организация инновационной деятельности обусловлена особенностями воспитания в кадетских училищах:
- профессиональная социализация,
- создание условий для военно-профессионального самоопределения учащихся,
- наличие элементов профессиональной военной подготовки,
- формирование готовности к профессиональной адаптации.
Важной особенностью является и то, что в течение учебного года учащиеся кадетского училища живут в условиях, приближенных к армейским. Они спят в определённом для них месте, питаются по расписанию, носят кадетскую форму, подчиняются строгому распорядку дня, ходят в увольнение, проходят строевую подготовку, бывают на военно-полевых сборах, самостоятельны в бытовых вопросах.
Учащиеся кадетских училищ должны стать особым резервом офицерского состава, обладающими определёнными качествами, так как профессия офицера предъявляет высокие требования к нравственным и деловым качествам человека, требует от военнослужащих чёткого выполнения служебных обязанностей. Поэтому одним из путей развития ценностного отношения к военной профессии является формирование качеств (как наиболее характерных черт, свойств характера, определяющих поведение человека), необходимых военному специалисту. Профессиональная деятельность современного военного специалиста характеризуется многообразием задач, дефицитом времени для принимаемых в нестандартных ситуациях самостоятельных решений, связанных с риском для жизни, обеспечивая национальную безопасность страны. Возникает необходимость воспитания психологической культуры кадет, которая включает:
- психологическую устойчивость,
- готовность к психологической мобилизации,
- способность управлять собственными психическими состояниями,
- формирование выдержки,
- формирование повышенного самоконтроля,
- развитие волевых качеств,
- готовность преодолевать значительное психическое и физическое напряжение.
Цель - формирование гражданской компетентности кадет
Ценности, которые необходимо сформировать у учащихся кадетского училища, для этой цели. К ним отнесены: любовь к своему Отечеству, к своей семье, к своему народу; готовность к его защите, готовность выполнять приказ ценой собственной жизни, служить своему Отечеству «верой и правдой»; воинский долг; знания отечественной культуры и уважение к ней; гордость за прошлое и настоящее своего народа; уважение к национальным традициям и обычаям Беларуси; дисциплина, кадетское братство, дружба, взаимовыручка; ценность материнства, ценность семьи.
Ценностное отношение кадет к выбору военной профессии формируется не только на основе ценностей, но и под влиянием их потребностей, мотивов и целей. Оно обусловлено пониманием важности приобретаемых знаний, умений и стремлением развивать свои способности и качества. Педагоги и воспитатели кадетского училища ГУО «Минское городское кадетское училище, многие среди которых офицеры в запасе, определили наиболее важные, необходимые качества офицера. Это: дисциплинированность, преданность делу, благородство, обязательность, аккуратность, пунктуальность, собранность, надёжность, ответственность, выдержка, самопожертвование, доброта, милосердие, уважительность. Среди необходимых умений были выделены: умение чётко отдавать приказы, умение подчиняться, умение владеть оружием, умение метко стрелять, умение быстро реагировать на опасность, умение применять знания на практике, умение управлять своими эмоциями, умение соблюдать субординацию, умение брать инициативу в свои руки, правильно оказать первую помощь, умение разбираться в ситуациях и анализировать их, умения принимать решение и нести за них ответственность, умения самообслуживания, умение жить в условиях, ограничивающих свободу выбора.
Одним из путей развития ценностного отношения к военной профессии является создание эмоционально-положительного отношения к учению, и к приобретаемым знаниям. Это - создание положительных переживаний, связанных со всем тем, что сопровождает усвоение данного предмета, раздела, темы. Создание эмоционально-положительного отношения к учению связано с содержанием, которым наполняются занятия, и с личностью учителя в нём. В содержании преподаваемого предмета в кадетских училищах делается акцент на то, как определённое действие будет способствовать личностному росту кадет, как, где и в каких условиях оно может пригодиться. Например, на занятиях по математике, педагоги рассказывают кадетам о применении математики на военной службе. Кадеты должны осознать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. Чтобы воспитать сознательное отношение к учению, понимание его значимости, его личного и общественного смысла, педагоги -новаторы привлекают на уроках современный материал, который придаёт обучению актуальность. Обсуждение задач, стоящих перед страной, материалов периодической печати, включение в это обсуждение изучаемого в классе (взводе) материала, разъяснение в свете общих целей и задач страны содержания рассматриваемой темы, - всё это способствует убежденности учащихся в пользе тех или иных знаний и придаёт осмысленность тем или иным занятиям. Без убежденности в необходимости учения - развитие ценностного отношения к военной профессии у кадет будет недостаточно интенсивным.
В рамках инновационной деятельности, согласно программе и календарному плану, организованы факультативные занятия, занятия по интересам, и воспитательные мероприятия, предоставляющие возможность кадетам прочувствовать и ощутить себя в выбранной профессии (испытать радость и удовольствие от собственной деятельности). Например, участие и победы в различных военно-спортивных конкурсах и соревнованиях. А просмотры учебных кинофильмов, содержащих информацию о специфике воинской службы, социально-бытовых процессах в воинских подразделениях, о боевых возможностях современного вооружения военной техники и последующее обсуждение просмотренного - вызывают живой интерес и уважительное отношение к вооружённым силам Беларуси.
Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет коллектив. Опираясь на него, учитель и воспитатель может привлечь к учению кадет, «выпадающих» из общей работы класса (взвода), равнодушных к учебному труду. Немалую роль в положительном отношении к учению играет успех в деятельности по приобретению знаний. Успех - сильнейший помощник интереса, он создаёт положительные переживания, становясь побудителем творческой активности кадет. Поэтому один из путей - создание ситуаций успеха в деятельности кадет различными известными методами. Однако, в формировании ценностного отношения к военной профессии, опыта личных переживаний недостаточно. Необходимо усвоение духовного опыта, выработанного человечеством, и существующего в виде нравственных норм, понятий, принципов, ценностей, идеалов. Для того чтобы ценностное отношение к воинской службе стало устойчивым, один из путей - овладение учащимися системой нравственных понятий, норм и принципов, что позволит им формировать у себя нравственные качества и выделять их у других. Знание нравственных норм, как предписаний должного поведения определяет их поведение в различных ситуациях. Следование принципам, как универсального руководства к действию, позволяет кадетам сделать правильный нравственный выбор в сложной жизненной ситуации. Положительное отношение к военной профессии формируется на основе осознания норм, принципов, как непреходящей ценности, понимания их необходимости и полезности. Такое отношение обеспечивается убеждением в целесообразности нравственной позиции и тем, что авторитетные лица неукоснительно следовали этим правилам. Для этой цели в кадетские училища приглашаются офицеры, ветераны войны и военной службы. Организуется проведение «круглых столов», где происходит знакомство и обсуждение опыта людей, профессия которых - Родину защищать. А рассказы фронтовиков, участников войны в Афганистане о дружбе, взаимовыручке, товариществе, самопожертвовании ради достижения общей цели - победы над врагом, в полной мере способствуют формированию нравственной позиции, на основе которой развивается положительное отношение к военной профессии.
Одним из путей формирования ценностного отношения к военной профессии кадет является организация жизнедеятельности кадетского класса (взвода). Особенности организации воспитательной деятельности в классе кадет связаны с присвоением участникам статусов командира и подчиненного. Так, в каждом кадетском училище за дисциплиной следят не только педагоги и воспитатели, но и сами учащиеся. Каждый класс разбит на три отделения, в которых кадеты поочередно становятся командирами. Кадеты, таким образом, имеют возможность быть не только в роли подчиненных, но и в роли командира отделения. Если выполненные командиром действия сопровождаются ощущением внутреннего удовольствия, то они приобретает импульс к дальнейшему развитию. И наоборот, если кадет переживает чувство недовольства и неуспеха, то это ведёт к её торможению. На основе повседневного функционирования кадетского училища, при активном сотрудничестве с офицерами, выполняющими функции воспитателя, командир отделения побуждает учащихся к осознанному выполнению уставных требований и воинской дисциплины. В процессе их выполнения кадеты учатся отвечать не только за свои поступки, но и за поступки товарищей, что способствует развитию у них ценностного отношения к дисциплинированности и ответственности, качеств, так необходимых будущим офицерам. Эмоциональные состояния, отражающие положительную или отрицательную оценку происходящего, являются умозаключением, как следует себя вести в будущем.
Педагоги и воспитатели кадетских училищ для решения проблемы формирования ценностного отношения к воинской профессии учащихся предложили использовать в учебном году следующие пути. Это активная популяризация военной профессии, налаживание тесной связи с военными и силовыми структурами Республики, увеличение факультативных и кружковых занятий военной направленности, работа с родителями по исключению давления на своего ребёнка, позитивная реклама военных специальностей, применение интересных и привлекательных форм и методов обучения и воспитания в кадетских училищах.
Однако, для выбора военной профессии характерно не только желание, стремление, интерес (хочу), но и определённые характерные способности и возможности кадета, такие как состояние здоровья, специфические особенности, черты характера (могу). В силу отсутствия этих возможностей не каждый учащийся кадетского училища может стать офицером. В этом случае ценностное отношение к военной профессии выражается в готовности служить на благо Родины не только в должности офицера, но и в любой другой должности и профессии. Например: военный врач, военный юрист, педагог военного училища, повар военной части, программист, и другие военные профессии.
Таким образом, обозначенные пути позволяют реализовать цель -формирование ценностного отношения к воинской профессии. Реализация направлений инновационной деятельности педагогических коллективов кадетских училищ способствует становлению гражданской и патриотической самостоятельности личности кадета - защитника Отечества