Сегодня в нашей стране большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, и в этом контексте кадетские училища обретают большую значимость.
В целях создания условий для подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах 28 января 2010 года был принят Указ Президента Республики Беларусь № 54 «О кадетских училищах».
Кадетское движение к настоящему времени распространилось повсеместно. Достаточно сказать, что начиная с 2010 года, в Беларуси открыто
10 кадетских училищ (плюс существующее с 1953 года Минское СВУ).
ГУО «Брестское областное кадетское училище»,
ГУО «Витебское кадетское училище»,
ГУО «Специализированный лицей при Университете гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»,
ГУО «Гродненское областное кадетское училище»,
ГУО «Гомельское городское кадетское училище»,
ГУО «Могилевское областное кадетское училище»,
ГУО «Минское областное кадетское училище»,
ГУО «Минское городское кадетское училище»,
ГУО «Полоцкое кадетское училище»,
УО «Специализированный лицей Министерства внутренних дел Республики Беларусь»,
УО «Минское суворовское военное училище».
Наше учреждение было создано в 2011 году.
Кадетское училище - это общеобразовательное учреждение, в котором обучаются и воспитываются учащиеся 8-11 классов. Прием в кадетское училище осуществляется по конкурсу. Претенденты, годные по состоянию здоровья к обучению в училище, должны успешно сдать психологическое тестирование, а также вступительные испытание по физической культуре, математике (письменно) и русскому (белорусскому) языку (диктант).
К отличительным особенностям организации и содержания образовательного процесса в кадетском училище относятся:
- круглосуточное пребывание кадет в учреждении с понедельника по пятницу;
- форма одежды;
- символы кадетского училища;
- изучение учебного предмета «Допризывная подготовка» с 8 класса;
- практические полевые занятия для кадет 8 и 10 классов на базе воинских частей (по окончанию учебного года);
- специфический уклад жизни.
В настоящее время в училище обучается 180 учащихся. В учреждении разработана и утверждена собственная атрибутика: шеврон, погоны, соответствующие знаки различия. В обиходе используются 2 образца форменного обмундирования.
С 2015 года в учреждении создаются педагогические условия, для эффективной реализации инновационного проекта «Внедрение модели гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища»:
В первую очередь – это расширение социального партнерства и интеграция учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Распорядок дня предусматривает четырехразовое питание, 5-6 часов учебных занятий, 3 часа самостоятельной подготовки по учебным предметам, 2 часа внеклассных мероприятий, факультативные занятия, занятия объединений по интересам и спортивных секций, 9-ти часовой сон.
Формирование и развития гражданской компетентности кадет осуществляется через духовно-нравственное, историко–краеведческое, гражданско–правовое, социально – патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, культурно-патриотическое направления деятельности.
Содержание воспитания реализуется в училище в формах воспитательной работы, которые можно разделить на две основные группы.
Первая группа включает в себя многообразные формы работы, которые широко используются в каждом учреждении образования (встречи с ветеранами, «Уроки мужества», «Вахты памяти», информационные и воспитательные часы, приуроченные к памятным датам, экскурсии, посещение музеев, благотворительные акции и волонтерское движение, спартакиады, спортивно-массовые мероприяти).
Вторая группа характеризуется более выраженной военной и военно-прикладной направленностью. Формы этой группы предполагают, прежде всего, приобретение практических знаний о жизни и деятельности войск, особенностях службы и быта военнослужащих, строевую подготовку кадет и др. Сегодня я хочу остановиться именно на второй группе.
Одной из ключевых задач воспитательной работы является создание действенной системы кадетского самоуправления. Конечно, модель самоуправления кадетского училища не может быть идентична модели, которая действует в обычной общеобразовательной школе. Модель учитывает традиции и специфику военных училищ. С одной стороны в подразделениях действует система младших командиров, с другой стороны действует актив кадет. Данный принцип позволяет каждому учащемуся занять активную позицию, попробовать себя в роли спорторганизатора, редактора стенной печати, культорганизатора, стажёра у младших кадет и т.п. Система младших командиров основана на традициях вооружённых сил и копирует общепринятую систему управления воинскими подразделениями. Её сложно назвать демократичным институтом, т.к. она основана на принципе единоначалия. В то же время, при грамотном педагогическом руководстве, она способствует решению ряда управленческих задач.
Младшие командиры назначаются из наиболее грамотных и авторитетных кадет, умеющих организовать работу небольшого коллектива. Кадетам, которые занимают указанные должности, присваиваются специальные звания «вице-кадет» и «старший вице-кадет», что очень важно для самооценки ребят. Каждодневная работа с командным составом организуется непосредственно во взводах (классах). Это инструктажи, подведение итогов и постановка задач, еженедельные совещания с воспитателем обсуждение проблем и подготовка взводных мероприятий. Ежемесячно проводятся общие сборы состава и актива училища. Данные сборы проводятся в форме школы актива и состоят из двух частей. На первой общей части подводятся итоги работы за месяц, поощряются командиры лучших взводов (классов). Во второй части проводятся занятия по секциям. В течение года ребята получают знания по общению, методике коллективных творческих дел, умению руководить коллективом.
Особое место в системе патриотического воспитания отводится соблюдению воинских ритуалов. Торжественные мероприятия сопровождаются выносом флага и знамени училища.
Одно из самых ярких традиционных мероприятий — это церемония посвящения в кадеты. На плацу воспитанники училища произносят слова Торжественной клятвы. Погоны им вручают ветераны, представители силовых ведомств. После этого в общий строй они встают уже кадетами. Традиционно проходит ритуал окропления святой водой. И кадетское училище проходит торжественным маршем. Кодекс чести для кадета служит воспитание в себе лучших человеческих качеств: честности, верности, образцовых поведения и учебы, отстаивания чести училища, желания жить, творить, работать во славу Родины.
Выпускники кадетского училища выполняют торжественный ритуал прощания со знаменем, и им вручается значок «Выпускник Минского городского кадетского училища».
Ежегодно в июне месяце на базе воинских частей органов пограничной службы Республики Беларусь организуется работа круглосуточного лагеря «Кадет». В течение восемнадцати дней кадеты живут по распорядку дня, получают практические знания, умения, навыки в организации службы войск, быта военнослужащих, боевой подготовки солдата, практическому владению оружием, ведению боя, моральной и физической закалки.
Под эгидой Союзного государства ежегодно реализовывается ряд значимых проектов для кадет России и Беларуси.
В рамках мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи Союзного государства наши ребята приняли участие в туристическом маршруте по местам сражений войны 1812 года (2012 год) В 2014 году в составе Белорусской делегации кадеты посетили Сербию с целью возвращения воссозданной копии (с фрагментами оригинала) знамени Полоцкого кадетского корпуса образца 1844 года. В 2015 году стали участниками парада на Поклонной горе. В 2018 - участники VII Международного слёта кадет России и Ближнего Зарубежья «Кадетское содружество», который проходил в Санкт-Петербурге.
Каждое лето Черноморское побережье традиционно принимает на отдых ребят из суворовских и кадетских училищ Беларуси и России. А каждый год в сентябре в Национальном образовательно-оздоровительном центре "Зубренок" проходит гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Беларуси и России "За честь Отчизны", посвященная празднованию Дня Союзного государства. Основная цель данных мероприятий — укрепление дружбы между кадетами и суворовцами Беларуси и России.
Большое внимание военно – патриотическому воспитанию молодежи уделяет Республиканское общественное объединение «Белорусский союз суворовцев и кадет». Члены организации стремятся как можно чаще устраивать тематические вечера, встречи с интересными людьми, другие мероприятия.
Кадетский республиканский новогодний бал — традиционное мероприятие. В 2018 году белорусским кадетам посчастливилось стать участниками Международного Кремлёвского бала и Республиканского балу во дворце Независимости с участием Президента Республики Беларусь.
Любая награда всегда была и остается важным элементом поощрения и знаком проявления степени благодарности. Общественные медали и знаки, учрежденные Белорусским союзом суворовцев и кадет - это не только попытка увековечить важные и значимые события и юбилеи. Это возможность показать, что добросовестное выполнение обязанностей и гражданского долга никогда не останутся без внимания. Каждый кадет мечтает заслужить медаль «За службу Родине с детства». Чтобы получить ее он должен стать примером подражания для других кадет и гордостью родителей и педагогов.
Гражданско-патриотическое воспитание является основополагающим направлением в воспитательной системе кадетского училища.
Важнейшее значение для достижения желаемого результата имеет создание воспитывающей среды училища, основанной на сочетании лучших традиций армии, кадетских учреждений и современных воспитательных технологий. Условия, в которые попадает подросток, – соблюдение распорядка дня, организация быта, обучения, досуга, стиль общения между кадетами-сверстниками, между кадетами и взрослыми – должны стать воспитывающими.
Кадет обязан знать, понимать и принимать условности, принятые в училище: ношение формы, использование в повседневном общении специальных должностей и званий, необходимость соблюдения субординации, воинских ритуалов, беспрекословное подчинение требованиям и распоряжениям. Подросток вовлекается в игру с определенными правилами, которые затем должны стать для него нормой поведения.
Главная цель кадетского образования — вовсе не подготовить воспитанников к воинской службе, а дать им определенное воспитание, сформировать систему ценностей, выпустить с лидерскими устремлениями граждан для служения Отчизне. Можно смело утверждать, что годы учения в кадетском училище — это настоящая школа личностного роста.
Надо отметить, что выпускники кадетских училищ при поступлении в учреждения образования силовых структур и на военные факультеты при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 баллов по всем предметам учебного плана зачисляются без вступительных испытаний;
вне конкурса (в количестве до 30 процентов от контрольных цифр приема) зачисляются выпускники кадетских училищ при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по предметам вступительных испытаний.
В 2014 году состоялся первый выпуск кадет Минского городского кадетского училища