Ценностные ориентиры кадетского образования в Республике Беларусь
В целях создания условий для подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям созданы кадетские училища.
В соответствии с п. 12 ст. 156 «Кодекса об образовании» кадетское училище представляет собой учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе 8-11 классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования.
Можно сказать, что кадетское образование - это форма передачи социального опыта в образовательной, гражданской и военной деятельности, регламентируемой сводом правил и принципов поведения учащихся, педагогов, администрации, на основе Устава кадетского училища в целях обретения ими образа выпускника кадетского училища. Основное целевое назначение данной деятельности - создание условий для осознанного выбора учащимися военной профессии, освоения её азов и определение способностей к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, в государственных органах системы обеспечения национальной безопасности. Кроме того, кадетские училища призваны решать проблему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ориентир - основная цель приложения усилий. Мы будем понимать ориентир как направление деятельности, цель, установка. Установка обладает ценностным характером. К ценностям относят все то, что имеет значимый и приоритетный характер для человека, общества, планеты. Система установок определяется как ценностная ориентация личности. Ценностная ориентация - система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те, или иные ценности материальной и духовной культуры общества выбор норм поведения при взаимодействии с другими людьми, направленность собственного выбора. На развитие ценностных ориентаций личности должно быть ориентированно кадетское образование.
Существуют различные классификации ценностей: высшие ценности, ценности материальной жизни, социальной жизни, ценности духовной жизни и культуры выделяются ценности переживания, ценности отношения, ценности-цели, ценности-средства, действительные, наличные и мыслимые, желаемые, ценности-знания, ценности-отношения, ценности-деятельность.
В образовании (воспитании и обучении) ценности выступают ориентиром развития как человека, так и общества в целом.
Под ценностными ориентирами кадетского образования будем понимать значимые и приоритетные цели, установки и направления образовательной деятельности кадетских училищ. Ценностные ориентиры задают общую направленность кадетского образования, а ценности являются ориентиром деятельности в образовании и её результатом.
Ценностные ориентиры также исполняют роль критериев организации кадетского образования, в основе которых лежит предполагаемый образ выпускника кадетского училища. Учащиеся кадетских училищ должны стать особым резервом офицерского состава, обладающими определёнными качествами, так как профессия офицера предъявляет высокие требования к нравственным и деловым качествам человека, требует от военнослужащих чёткого выполнения служебных обязанностей. Поэтому одним из результатов образования кадет является развитие качеств (как наиболее характерных черт, свойств характера, определяющих поведение человека), необходимых военному специалисту.
Анализ документации кадетских училищ и характерные черты образа выпускника позволили выявить, что основными ориентирами (целями, направлениями деятельности, и результатами) кадетского образования являются:
- деятельность, направленная на получение кадетами общего среднего образования. Передача ценностей, достижений науки и культуры, а также социального опыта - важнейшая задача образования и результат образовательного процесса. В основе постановки образовательных целей лежит формирование базовой культуры личности, включающей в себя наличие свойств, качеств (компетенций), ориентаций личности, позволяющих ей успешно развиваться и продуктивно вносить свой вклад в развитие общества;
- деятельность, направленная на получение первичных знаний и навыков, необходимых для службы в вооружённых силах, таких как: начальных знаний об обороне государства, знаний по основам военной службы; знаний по истории Отечества, славных боевых традиций его Вооруженных Сил; знаний о военных профессиях, воинских должностях и специальностях; знаний по безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях; минимум знаний тактико-технических характеристик основных видов вооружений, используемых в армии; основных знаний по уставам: обязанности солдата, обязанности дневального/дежурного, некоторые статьи строевого устава;
- деятельность по формированию специфических умений и навыков, необходимых видов военной подготовки - стрельбе из пневматической, малокалиберной винтовок, автомата Калашникова, метании ручных гранат оказанию первой помощи, а также психологической устойчивости. Готовность и способность решать разнообразные задачи Умений выполнять и отдавать приказы, анализировать поставленные задачи, планировать и продуктивно осуществлять практическую деятельность в соответствии с приказами и требованиями воинской этики, анализировать результаты и добиваться оптимизации деятельности;
- деятельность по усиленной физической подготовке, строевой подготовке, усиленные занятия спортом в процессе занятий физкультурой и спортом, на спортивных тренировках, строевых тренировках; Она имеет своей задачей формирование у учащихся физической выносливости, способности переносить огромные физические нагрузки, как в повседневной военной службе, так и в боевой обстановке;
- социализирующая деятельность, позволяющая приобрести социально-бытовые умения и навыки (содержать опрятной форму, подшивать, заправлять кровать по особой технологии; гигиенические навыки; умение работать с компьютером; умение танцевать, музицировать, знать правила этикета и др.);
- деятельность по гражданскому и патриотическому воспитанию, в процессе которой у кадетов формируется чувство верности конституционному долгу по защите Республики Беларусь, стремление к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, воспитывается выносливость, стойкость, дисциплина и ответственность;
- деятельность по духовно-нравственному воспитанию. В современном мире без духовно-нравственного совершенствования и наличия системы ценностей, объединяющей людей, человечество обречено на катастрофу. С одной стороны ценности личности связаны с общественными нормами и ценностями социума, но с другой стороны - они являются выражением личности самого человека, так как известно, что личностные ценности - это категории и смыслы, по отношению к которым человек определился позитивно. Поэтому в основе идеологии кадетского образования должны быть заложены ценности общечеловеческой и национальной культуры.
Такими социально-значимыми ценностями, определёнными в процессе анализа отчётов инновационной деятельности кадетских училищ (проводилось анкетирование) являются: любовь к своему Отечеству, к семье, к своей культурной среде, к своему народу, готовность к его защите; верность, смелость, кадетское братство, дружба, взаимовыручка; мужественность, дисциплина; добро, честь, совесть, чувство долга, великодушие, милосердие, справедливость; гордость за прошлое и настоящее своего народа; уважение к национальным традициям и обычаям Беларуси (Приложение 1).
Основными отличительными особенностями и ценностными ориентирами образования в кадетских училищах являются:
- военизированная направленность обучения и воспитания; реализация дополнительных образовательных программ, с ориентацией военной подготовки, общекультурного и нравственного развития;
- закрепление на практике знаний военного дела в процессе проведения практических полевых сборов для кадет 8 и 10 классов (по окончании учебного года) как одного из видов профессиональной пробы будущего защитника Родины;
- организация специфического уклада жизни, как свода правил и принципов поведения, деятельности, взаимоотношений и педагогов, и учащихся, ориентированного на приобретение опыта военной дисциплины. Он включает в себя организацию особой системы отношений между кадетами, широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде, взаимопомощь, самоуправление; круглосуточное пребывание, совместное проживание, самостоятельность в бытовых вопросах, питание по расписанию, подчинение строгому распорядку дня, ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, вечерняя прогулка, поверка, строевые тренировки; увольнение по правилам;
- создание особой объединяющей общности, принадлежности к кадетскому братству (правила, символы, форма), специфическое обустройство территории (плац, тир, беговая дорожка);
- организация работы воспитателя с каждым кадетским классом-взводом. Воспитатели осуществляют постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, оказывают им адресную поддержку и помощь в социализации и психологической адаптации, а также обоснованности выбора будущей профессии;
- здоровый образ жизни для сохранения здоровья (всеобщая ежедневная зарядка, питание и сон по режиму, запрещено курить и употреблять спиртные напитки, вплоть до отчисления).
Таким образом, кадетское образование - это уникальная образовательная система деятельности, предоставляющая учащемуся необходимый объем общих базовых и военно-профессиональных знаний, умений и навыков, и привития на этой основе гражданско-патриотических качеств, насыщенная общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями кадетских училищ. Кадетское образование, как специфичная форма общего среднего образования в Республики Беларусь позволяет инициировать ценностное отношение кадета к формированию качеств лидера (будущего командира, организатора); ценностное отношение к служению Отечеству и обеспечению его национальной безопасности. Принятие необходимости военной службы в качестве ценностного приоритета, наличие желания активно совершенствовать свою подготовку, как к военной службе, так и к самостоятельной жизни в обществе, является необходимым и важным ориентиром кадетского образования.