Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Кадетские корпуса давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование.
Первые кадетские корпуса появились в Пруссии в 1653 г., когда великим курфюрстом была учреждена первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы.
На территории Российской Империи первые кадетские корпуса стали создаваться при Петре I, именно он, путешествуя по Европе, посетил в 1698 году кадетский корпус в Дрездене. Самодержец был впечатлен и приступил к созданию специализированных заведений для подготовки командного состава.
Указ о создании первого сухопутного шляхетского кадетского корпуса издала императрица Анна Иоанновна в 1731 году. В Указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет». Воспитанников нового учебного заведения стали называть кадетами.
В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов. В программу обучения наряду со специальными военными предметами, были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук.
Обучение в корпусе считалось очень престижным. Согласно архивам, преподаватели ставили перед собой задачу воспитывать в кадетах «учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками». Кадет обучали строевой подготовке, они участвовали в парадах, учились нести караульную службу.
Не последнее место в процессе воспитания кадет принадлежало церкви. Религиозное воспитание прививало им не только любовь к Богу, но и чувство долга, любовь к великой Родине, преданность Государю.
Вслед за Петербургом кадетские корпуса стали появляться и в других городах. На территории Беларуси – в Полоцке, Несвиже, Гродно, Бресте и Шклове. Во второй половине XVIII века были созданы Несвижская рыцарская школа (корпус артиллерии и инженерии), Гродненская военная школа, Шкловское благородное училище, Полоцкий кадетский корпус, Александровский Брестский кадетский корпус. Над ним шефствовал наследник престола Российской империи цесаревич Александр Николаевич.
С первых дней своего существования кадетские корпуса находились под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Императорская семья благоволила «маленьким капитанам» на протяжении всей истории кадетства. По приказу Елизаветы Петровны специально для Первого кадетского корпуса была освящена домовая церковь. Будущая императрица Екатерина Великая, приняла православие в Корпусной церкови 1-го Московского кадетского корпуса. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости.
Из стен кадетских корпусов вышло немало выдающихся полководцев. Многие выпускники кадетских корпусов становились героями своего Отечества. Особо отличился воспитанник Полоцкого кадетского корпуса – генерал-лейтенант Роман Исидорович Кондратенко, который геройски погиб во время обороны Порт-Артура в 1904 году.
После февральской революции 1917 г. кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения.
Приказом № 134 от 14 июля 1918 г. во исполнение Декрета СНК от 3 июня 1918 г. «Об объединении всех учебных заведений, всех ведомств в ведении Наркомпроса» все подведомственные Военно-учебному управлению гимназии военного ведомства с 15 июня 1918 г. передавались в ведение Наркомпроса, а впоследствии закрывались.
Кадеты в условиях изменяющихся политических событий 1918—1919 гг. были вынуждены эмигрировать за границу. Часть кадетских корпусов эмигрировали в Югославию, где их приютил король Александр I, сам некогда выпускник Пажеского кадетского корпуса в России.
Создание военно –учебных заведений не потеряло своего значения и в советское время. В годы Великой Отечественной войны Постановлением от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…». Именно с этого Постановления, начинается история создания специальных заведений для устройства и воспитания детей советских граждан погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации. Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России. Они стали называться «суворовскими» в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
В 1955 году открыло свои двери Минское суворовское военное училище, продолжившее славные традиции кадетских корпусов.